Ссылки
  Из мастер-класса - в мастера!


Молодёжь читает фантастику. Легко объяснить, почему это происходит: в молодости всем нам свойственна тяга к загадочному и неведомому. Молодых привлекают бесконечные тайны, приключения и загадки, которыми наполнены такие разные, называемые универсально-всеобъемлющим словом - "фантастика", книги. Одни читатели, отождествляя себя с героями-суперменами фантастических боевиков, находят в томиках с яркими обложками опосредованное удовлетворение своих нереализованных амбиций; другие, погружаясь с головой в причудливую атмосферу многотомных фэнтезийных саг, обретают эскапическое душевное спокойствие; третьи - размышляют с умной книгой в руках о затерянных в космосе далёких мирах и судьбах земного человечества в целом.
Молодёжь пишет фантастику. Зачем? Ответить на этот вопрос значительно сложнее… Даже сами начинающие литераторы не всегда в состоянии внятно объяснить свою любовь к заполнению чистых листов знаками. Что движет молодым автором? Острое желание самовыразиться, эпатировать читателя, утолить графоманский зуд, заработать большие деньги, прославиться? Видимо, в каждом конкретном случае есть своя особенная причина или совокупность причин. К тому же, способность делиться информацией издавна заложена в природе человека (язык жестов, вербальное общение). Появились информационные носители, и люди стали использовать такие способы передачи информации, как графический, в том числе - с помощью писем, рукописей, книг. Таким образом, потребность писать и печататься у молодых совершенно естественна и объяснима - они хотят на бумаге поделиться с окружающими своими ощущениями, знаниями, впечатлениями. Что же касается фантастических приёмов, то именно их применение позволяет автору в полной мере, без оглядки на какие-либо правила и ограничения, передать свои внутренние переживания и выразить отношение к внешнему миру. Вот как отвечает на вопрос "Почему вы пишете фантастику?" один из авторов этого сборника Юлия Серкова: "Меня всегда интересовало то, что могло бы случиться при таких-то обстоятельствах, другими словами "что было бы, если бы...". Можно дать простор фантазии, рассказать то, о чём знаешь только ты, заставить людей мечтать и верить в миры, придуманные только тобой". Возможность экспериментировать, ставить героев в экстремальные обстоятельства, балансировать на грани реальности, извлекать образы из подсознания и облекать их в слова - этим и многим другим привлекает фантастика своих творцов. Борис Стругацкий в одном из недавних интервью сказал: "Современного молодого читателя совсем не интересует политика, он бесконечно далёк от проблематики тоталитаризма, диктатуры, несвободы". Думаю, что слова мэтра в полной мере можно отнести и к сфере интересов молодых писателей. Антиутопии, романы-предупреждения и политические памфлеты молодой автор ваять не хочет, считая такой труд неактуальным и неинтересным, тем паче фантасты старших поколений уже достаточно глубоко вспахали это поле. Молодых сейчас более всего волнует собственный внутренний мир, личные, камерные проблемы. Именно об этом вошедшие в сборник рассказы Алексея Альбинского (Санкт-Петербург), Сергея Палия (Самара), Дмитрия Тарабанова (Николаев). Хотя бывают и исключения, например, многомерная философская притча о воздаянии под говорящим названием "Потроха душ" московского автора Андрея Петрова.
В последние годы путь рукописи из персонального компьютера автора в типографию занимает значительно меньше времени, чем когда бы то ни было, но путь этот по-прежнему тернист. Превращение электронного файла в полноценное печатное издание с шуршащими страницами, даже в том случае, когда произведение действительно заслуживает публикации и читательского внимания, требует от автора определённых усилий, способности подать себя, умения заниматься унизительным иногда самопиаром. Предлагаемый читателю сборник интересен тем, что он составлен из произведений молодых авторов, прошедших школу мастер-классов "Роскона", международной фантастической конференции, которая уже третий год подряд в новом тысячелетии организуется в Подмосковье. Что такое мастер-класс? Это спрессованная в несколько часов, концентрированная учёба, блиц-семинар, на котором маститый автор рассказывает начинающим литераторам об азах творчества, делится с неофитами некоторыми своими профессиональными секретами. К сожалению, чёткого алгоритма безошибочного пути к удаче и успеху ещё никто не придумал. Вряд ли возможно научить всех умению талантливо писать, да к тому же сделать это за чрезвычайно короткий промежуток времени, отведённый в жёстких рамках конвента на мастер-классы. Тем не менее, дельный совет мэтра, разбор достоинств и недостатков произведений позарез нужны молодым авторам. А мастер-классы на "Росконе" ведут настоящие асы, известные фантасты, добившиеся подлинного читательского признания: Василий Головачёв, Александр Громов, Святослав Логинов, Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (последние известны широкому читателю под совместным псевдонимом Генри Лайон Олди). Кстати, тексты в сборнике скомпонованы в соответствии с принадлежностью к мастер-классу того или иного руководителя, у которого стажировались авторы. Каждой подборке предшествует интервью или короткое предисловие мэтра. Участие в мини-семинаре, радость общения с другими молодыми авторами, интересная работа под руководством опытного писателя-профессионала определённым образом стимулирует начинающего литератора, сподвигает на дальнейшую творческую работу. Автор чувствует, что он не одинок, что он не сумасшедший, что его переживания могут быть интересны окружающим, а тексты - оценены и изданы… Кроме того, сама система мастер-классов помогает достойным авторам обратить на себя внимание. Каждый из руководителей по результатам работы своей группы, с учетом мнений всех участников обсуждения, определяет лучшие вещи, отмечает их дипломами, рекомендует издателям и редакторам. А ведь ничто так не стимулирует развитие творческой личности, как выход созданного ею произведения в свет. Многие известные авторы из тех, кто в своё время по тем или иным политическим причинам писал "в стол" (возьмём хотя бы братьев Стругацких), продолжали активно работать только потому, что на момент своего вынужденного молчания были уже сложившимися писателями и имели не одну публикацию. После выхода книги из печати происходит то, что Виктор Шкловский называл изобретенным им термином "остранение" - автор учится профессионально и беспристрастно воспринимать собственные тексты "остранённым" взглядом, взглядом как бы со стороны. Идёт и другой процесс: тексты проверяются-тестируются на стороннем читателе, который может каким-то образом на прочитанные тексты реагировать (рецензии в СМИ, отзывы на форумах в Интернете, письма, личные встречи с автором), осуществляя так необходимую писателю обратную связь. Выход в свет первых книг и сборников заставляет молодых авторов активнее работать, быстрее расти профессионально, прибавляет им уверенности в своих силах.
Для большинства авторов сборника {"ЗДЕСЬ НАДО ВСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ СБОРНИКА"} - это как раз и есть та, самая первая, долгожданная книжная публикация. Пожелаем дебютантам дальнейших творческих успехов и новых книг!

© Владимир Ларионов